DotScan - Оборудование для инспекции шрифта Брайля


Использование шрифта Брайля PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.09.2011 10:16

В ближайшее время использование шрифта Брайля начнет стремительно расти и вполне вероятно, что скоро вся упаковка должна будет содержать подобные знаки. Даже если этого не будет на законодательном уровне, возможно, многие крупные компании сами захотят добавить этот социально-маркетинговый нюанс на свою упаковку, и как следствие, будут требовать этого от своих типографий. А значит, типографии должны быть готовы выполнить этот заказ. Причем эффективно и, главное, недорого. И тут возникает серьезная проблема: как нанести на упаковку символы Брайля так, чтобы это было просто, а значит, дешево и в конечно итоге выгодно заказчику?

На сегодняшний день есть несколько способов нанесения на упаковку шрифта Брайля. Перечислим их и укажем основные достоинства и недостатки.


•    Конгревное тиснение. По сути, это главный способ нанесения шрифта Брайля на упаковку. Матрица и контрштамп содержат необходимую комбинацию точек. Картон с заготовкой будущей упаковки пропускают через пресс для тиснения — и все готово. В общем-то просто, понятно и работает в условиях крупного упаковочного производства вполне эффективно. Неприятность только в том, что требуется отдельный прогон через штамп, что удлиняет цикл производства, увеличивает процент брака и, как следствие, удорожает процесс. В ряде случаев можно попытаться совместить процесс вырубки с конгревным тиснением, и таким образом избавиться от лишнего прогона, но наладка на тираж в таком случае существенно усложняется (в частности, регулировка давления). Более того, если на листе содержится несколько упаковок, то при работе с листами придется изготавливать столько штампов конгревного тиснения, сколько заготовок на листе. А каждый конгревный штамп стоит дополнительных денег. Это только для крупного многотиражного производства цена штампов «растворяется» в большом тираже продукции.



•    Термоподнятие. Существуют такие материалы, которые при нагревании сильно увеличиваются в объеме. На их основе (например, вспенивающийся полистирол) создается специальный мелкодисперсный порошок, который наносится на свежеположенную краску или лучше на специальный лак, после чего нагревается. В результате нагрева прилипший к краске порошок вспенивается и становится рельефным. Этим рельефом можно создать надпись по Брайлю. В принципе, технология несложная, но получается дорогой: нужен отдельный прогон для специальной краски или лака, причем по полностью высохшим предыдущим краскам. Нужно также специальное устройство для нанесения и сметания неприлипшего порошка и специальная камера для регулируемого нагревания оттиска. Все это оборудование доступно и стоит недорого, но работа получается довольно хлопотной, поскольку потом оттиск с нанесенным шрифтом Брайля сложно подвергать дальнейшей обработке. Даже в стопе из-за нанесенного рельефа листы нормально лежать не будут. Поэтому такая технология может быть применена только при очень маленьких тиражах и чуть ли не при ручной послепечатной обработке.


•    Рельефный лак. Еще один способ нанесения рельефного изображения на бумагу или картон — использование специальных лаков, которые увеличиваются в объеме при нагревании. Обычно такие УФ-отверждаемые лаки наносятся трафаретным способом, чтобы создать толстый слой лака. После его нанесения на трафаретной печатной машине через толстую сетку оттиск попадает в УФ-сушку, где лак еще больше увеличивается в объеме (частично вспенивается как порошок в предыдущем разделе). В этой же сушке под воздействием УФ-излучения лак полимеризируется. В результате на оттиске создается нужное рельефное изображение. Такой подход еще более дорогой, чем оба предыдущие, и в промышленном производстве не используется. Дороговизну такого способа
обуславливает и сам лак, и необходимость использования «медленной» трафаретной печати, да и общий технологический процесс становится сложным. Единственное, где его можно применять, это нанесение шрифта Брайля на тонкие полимерные материалы, например, самоклеящиеся этикетки. В этом случае ни конгревным способом, ни термоподнятием создать рельеф невозможно, поэтому приходится использовать объемный трафаретный лак.  


Вот такие существуют технологии нанесения шрифта Брайля на упаковочные материалы. Впрочем, список, наверняка, можно продолжить, скорее всего, есть и другие способы, но эти наиболее распространенные. Недавно появилась информация о нанесении шрифта Брайля способом цифровой печати. Для этого используется специальный тонер, который при попадании в печь цифровой машины вспенивается и становится рельефным. Остальные подробности пока неизвестны. Хотя сейчас вряд ли можно говорить о массовом промышленном производстве упаковки с использованием новой цифровой машины. Нужна доступная, легко осваиваемая и эффективно используемая технология нанесения текстов шрифтом Брайля на упаковку. И такая технология недавно появилась. Разработана она компанией Bobst и называется Accubraille. Суть ее в том, что нанесение собственно шрифта Брайля происходит на самом последнем этапе изготовления коробки — на этапе фальцовки и склейки. Для этого на пути заготовки коробки устанавливается специальный механизм, содержащий два барабана: на верхний закрепляется ротационный гибкий штамп с нужным текстом, а нижний представляет собой фиксированный постоянный контрштамп. Тонкости работы механизма понятны из рисунков. Заготовка проводится через два прижатых друг к другу барабана, и в результате на ней оттискивается нужный текст. Все происходит очень быстро, практически на скорости фальцесклеивающей машины. Реальная скорость может достигать 100 тыс. экз в час, что недостижимо ни для каких вырубных прессов и прессов для тиснения. По сути, процесс нанесения проходит как бы незамеченным. Заготовка коробки все равно должна пройти через фальцесклеивающую машину, а здесь на нее еще и наносят дополнительные элементы. Без остановки, без дополнительных прогонов, без специальных материалов, без снижения скорости работы машины. В результате нанесение шрифта Брайля становится практически «бесплатным». Единственно необходимые затраты — заказ штампа с текстом. Но он не сложный и стоит не очень дорого, более того, в отличие от конгревного штампа для вырубного пресса, он нужен один.

Устройство Accubraille для нанесения шрифта Брайля на заготовки коробок может быть установлено на разные модели фальцесклеивающих машин, причем даже на те, которые уже установлены в типографии. В результате можно производить более безопасную для плоховидящих людей упаковку практически без дополнительных  затрат. Конечно, нужно приобрести само устройство, но это может оказаться наиболее эффективным вложением средств, если возникнет задача производить такую упаковку. Ведь все остальные технологии окажутся еще более затратными.
Кроме того, у компании Bobst есть и развитие технологии Accubraille. Поскольку большинство людей, работающих на производстве, не владеют азбукой Брайля, необходимо как-то проверять качество полученной надписи. Может износиться штамп, может забиться контрштамп, может ослабнуть давление и т.д. В процессе реальной работы всякое может случиться. А пропадание некоторых точек может изменить смысл надписи, что недопустимо. Bobst предлагает оснастить систему Accubraille специальной видеокамерой, которая «читает» текст Брайля на каждой коробке, сравнивает его с оригиналом и в случае отклонения «бьет тревогу».
Вот такая технология появилась недавно и становится все более и более востребованной, в первую очередь в связи с тем, что потребность в нанесении шрифта Брайля на упаковку все время растет. Очень скоро необходимость наносить шрифт Брайля возникнет и у отечественных изготовителей картонной упаковки. И, по всей видимости, решения эффективнее, чем Accubraille, пока на рынке нет.

Источник: журнал Курсив (февраль 2011г.)